На всем протяжении существования классического искусствознания как науки, основной интерес экспертов был направлен на «парадную» сторону творчества художника. Большая часть исследований посвящена избранным шедеврам и наиболее значимым произведениям в ущерб целостному пониманию и более точному анализу творчества мастера.
С конца 20в. взгляд на искусство, его задачи и проблематику во многом меняется, исследователи все чаще обращают свой взгляд на сам процесс «рождения» шедевра, — пути и источники творческого вдохновения. В поле этого интереса попадают многочисленные эскизы, рисунки, наброски, отражающие поиск эстетико-художественного принципа и пластического воплощения будущего произведения.
Александр Дейнека, традиционно рассматривался как один из авторов нового визуального языка своей эпохи. Интерес к творчеству художника зачастую ограничивался монументальными произведениями, воспевающими нового советского человека, в тени же долгое время оставались его мастерство рисовальщика, — эта лирическая, интимная сторона артистической практики.
В поисках нового угла зрения на, казалось бы, тщательно изученное творческое наследие А.А. Дейнеки мы сосредоточили свое внимание на художественных артефактах. Были собраны воедино самые разные образцы его графического наследия, а именно: гравюры, эскизы к монументальным произведениям, натурные и репортажные зарисовки, с самых ранних графических опытов до 60 гг. расставляющие новые, скрытые акценты в творчестве А.Дейнеки.
Выставка «Контуры глобальной эпохи» призвана не только осветить скрытую часть творческого наследия Александра Александровича, которое позволяет нам глубже понять масштаб дарования художника, ставшего символом своей эпохи, но и дать возможность зрителю понаблюдать захватывающий процесс фиксации художественных переживаний автора и смыслового ядра произведения на хрупкую поверхность бумаги. Наброски, представленные на выставке, кажутся малозначительными и незаконченными, что создает ареол интимности и некое «предвкушение шедевра», прокладывая нам путь в «святая святых» — мастерскую художника.
Представленные работы являются частью семейного архива А.А. Дейнеки, которая частично была опубликована в ряде исследований и даже экспонировалась, но не разу не была представлена в таком объеме и с таким полным обзором всего творческого пути художника.
Название не обманывает — хотя на выставке не вся графика одинаковой художественной силы, но именно из этих, не всегда определенных, законченных, точно направленных линий, создаются контуры будущих монументальных произведений, которые стали художественным исследованием, арт-репортажем и авторской оценкой целого ряда событий и явлений истории (индустриализация на Донбассе, антиклерикальное движение, бурное развитие спорта, Великая Отечественная война) и социальной жизни великой страны, которой больше не найти на карте мира.