1860 — 1900
Русская школа
Известный русский живописец-пейзажист. Родился в 1860 году в городе Кибартай (ныне территоиия Литвы) в семье железнодорожного служащего. В начале 1870-х годов его семья переехала в Москву.
В 1873–1884 годах Левитан учился в Московское училище живописи, ваяния и зодчества у известных художников Василия Перова, Алексея Саврасова, Василия Поленова.
В училище он создал пейзажи «Вечер», «Осень», Дорога в деревне». Картину Левитана «Осенний день. Сокольники» в 1879 году приобрел для своей коллекции известный московский собиратель картин Павел Третьяков. Несмотря на успехи, Левитан оставил училище, так как ему было отказано в присуждении Большой серебряной медали, а предложенный взамен диплом неклассного художника давал лишь право быть учителем рисования.
До окончания училища Левитан писал подмосковные пейзажи. В начале 1880-х годов художник написал картины в Останкино «Дубовая роща. Осень» (1880), «Дуб» (1880), «Сосны» (1880). Он также создал пейзажи в Саввинской слободе под Звенигородом: «Последний снег. Саввинская слобода» (1884), «Мостик. Саввинская слобода» (1884) и др.
Впоследствии, познакомившись с писателем Антоном Чеховым и его семьей, Левитан прожил лето в Бабкине, около Нового Иерусалима. Меценат Савва Мамонтов поручил ему написать декорации для опер «Жизнь за Царя» и «Русалка», благодаря чему художник смог побывать в Крыму. В последующие годы Левитан несколько раз проводил лето на Волге.
С 1884 года — экспонент, а с 1891 года – член Товарищества передвижных художественных выставок.
В конце 1889 – начале 1890 года Левитан впервые побывал в Европе на Всемирной выставке в Париже, а затем посетил Италию. Из этого путешествия Левитан привез пейзажи «Берег Средиземного моря», «Близ Бордигеры. На севере Италии», «Весна в Италии».
Вскоре после заграничной поездки художник создал полотно «Тихая обитель», изображавшую Саввино-Сторожевский монастырь в предзакатном свете, и представил его на передвижной выставке.
Среди наиболее известных полотен Левитана конца 1880-х – начала 1890-х годов – «Березовая роща», «Март», «Вечерний звон», «У омута», «Свежий ветер. Волга», «Золотая осень». Картина «Владимирка»(1892) положила начало теме дороги, ставшей впоследствии одной из центральных для художника. Творчество Левитана 1890-х годов отмечено тяготением к некоторой драматизации пейзажного мотива. В этой манере написаны картины «Над вечным покоем», «Сумерки. Стога», «Летний вечер».
Во второй половине 1890-х годов художник работал в Финляндии (1896), в Италии, Франции, Швейцарии (1890, 1894, 1897, 1898).
С 1897 года он входил в художественное объединение «Мюнхенский Сецессион». В 1898–1900 годах был участником выставок журнала «Мир искусства».
В 1898 году Левитан получил звание академика живописи и в том же году стал преподавателем Московского училища живописи и ваяния, в котором учился ранее.
4 августа 1900 года Исаак Левитан скончался в Москве.
Всего в мастерской Левитана осталось 40 недописанных картин и несколько сотен набросков.